Thursday 18 May 2017

Буддизм и вегетарианство.

Самый неотразимый аргумент в пользу вегетарианства, который я когда-либо слышал, был прост: «Вам не нужно есть мясо», и это правда. Я стал вегетарианцем, когда мне было 20, а сегодня мне 50. Мой главный учитель, Ургьен Сангхаракшита, перестал есть мясо примерно в том же возрасте, сейчас ему 91 год. На Западе многие считают, что вегетарианство полезно для здоровья, и некоторые люди переходят на растительную пищу исключительно по соображениям здорового питания.

Для меня приход к вегетарианству был попыткой не причинять вреда прочим живым существам, людям и животным. Будучи более «безвредным», предпочитая не совершать действия, которые причиняли бы вред, я обрел чувство свободы и легкости, также у менясформировалась более тонкая чувствительность по отношению к другим моим поступкам, которые могут причинить вред. Сейчас вспоминая, как я зачастую поступал до появления этого обостренного чувства, меня прошибает холодный пот, не говоря уже о том, насколько более агрессивно люди обращались со мной.

Однако некоторые люди говорят, что животные не испытывают страданий. Для меня это заявление кажется удивительным. Если кошке не повезло, и ей наступили на хвост или ткнули острой палкой под ребра, достаточно просто увидеть как она реагирует и какие звуки при этом издает, чтобы стало очевидно — животное испытывает боль.

Путь Будды - это очень длинный путь, он начинается с того места, где мы сейчас находимся, и ведет к состоянию полностью и совершенно Просветленного существа, Будды. Это путь непрерывной практики и развития, который во многих отношениях был описан на протяжении столетий. Одним из старейших и наиболее известных описаний является трёхчленный путь этики, медитации и мудрости (на Пали: Шила, Самадхи и Панна). Путь начинается с самых простых шагов, т. е. с этики, и заканчивается наиболее возвышенной ступенью, т.е. мудростью. Но как мы можем начать движение по пути, каковы же конкретно эти первые шаги?

Будучи мировой религией, буддизм на протяжении веков развивался во многих странах и культурах. Тем не менее, в большинстве формулировок этических принципов на первом места стоит воздержание от убийства (на Пали: Панатипата верамани). Это и есть первый шаг. Мы воздерживаемся от убийства или того, чтобы стать причиной убийства, в том числе от выплаты кому-либо денег за убийство или покупки убитого.

Я слышал, некоторые из вас говорят, что Будда ел мясо. Да, но он ел мясо только тогда, когда он знал, что животное не было убито специально для него. Между Буддой и нами есть разница, есть много различий, но в данном случае важно только одно. Будда был бездомным скитальцем, он жил на милостыню и ел то, что ему клали в его чашу для подаяний, без разборчивости, у него не было выбора. То же касается и тибетских буддистов, когда они жили в Тибете, где нельзя выращивать овощи, у них не было выбора.

В нашем современном потребительском обществе у всех есть выбор, и каждый раз, когда мы совершаем покупку, мы осуществляем этот выбор, а наши деньги поддерживают людей, которые обеспечивают нас тем, что мы приобретаем.


No comments:

Post a Comment